Смена” Ленинград ( 15 августа 1985 года )


Эстрада: проблемы, поиски, дебюты.

Рассказываем о ленинградском бит-квартете, который читатели “Смены” назвали среди 12 надежд года.

“Секрет” – это потрясающая группа! Так и напишите”. ( В.Крымов, 16 лет )

“Секрет”? Это те ребята, что поют детские песенки? Нельзя же всерьез относиться к таким произведениям, как “Рита”, “Именины у Кристины”, “Она, как метеор…”. Не зря ли вы назвали их среди надежд года? ( В. Зиновьев, 30 лет )

“Обычно мы видим на сцене музыкантов, которые весьма неуклюже пытаются, пританцовывать, играть песни. Ребята из бит-квартета “Секрет” по образованию драматические актеры, каждый свой выход по телевидению или на концертах превращают в захватывающую театральную игру” ( Н. Маслова, выпускница ЛГИТМиКа ).

Максим Леонидов со своим попугаем Вакой и своей группой “Секрет” за год существования программы “Кружатся диски” сумел смертельно надоесть и мне и моим знакомым своими шутками и нахальными манерами. А “Секрет” просто беззастенчиво рекламируется из передачи в передачу”. ( В. Попова и ее друзья )

Мнения, мнения. Я выбрал из почты лишь четыре письма о “Секрете”, но, поверьте, другие столь же полярны в оценках. Так что стоит разобраться…

За Максимом Леонидовым и его музыкальными увлечениями я наблюдаю уже несколько лет. С того момента, когда этот жизнерадостный юноша, студент ЛГИТМиКа, участвовал в телепрограмме“Студия молодых”. В той передаче был устроен конкурс бардов, и будущий актер попробовал себя в этом качестве. Смотрелись его песни мило, но несерьезно, и в компании бардов, которые гордятся своим философским взглядом на жизнь, номера, вроде песенки “Кеды”, не воспринимались.

Но, оказывается, ребята уже тогда времени даром не теряли, искали образ. И еще на первом курсе Леонидов с Фоменко сделали музыкальный ансамбль, начали репетировать, выступать. Однако их актерские дела и их увлечение музыкой пересеклись не сразу. Даже в нашумевшем эстрадном обозрении “Ах, эти звезды!” был активно задействован только Максим — сыграл Армстронга, Пресли, Макаревича, Ковбоя, кроме того, едва ли не наравне с мастером курса А.И.Кацманом, он занимался режиссурой, а также созданием музыкальной фактуры этого спектакля.

И тем не менее “Ах, эти звезды!” сыграли для становления “Секрета” немалую роль. Ребята поняли, что им не стоит создавать бардовские дуэты или стандартный ВИА. Куда интересней сделать представление, в котором четыре актера-музыканта играли бы в группу. Примерно также как в “Ах, эти звезды!” выпускники ЛГИТМиКа играли в эстрадных звезд.

За модель группы, в которую собрались играть, был взят квартет “Битлз”. Нет, они не стали гримироваться под ЛеннонаМаккартниХаррисона и Старра и исполнять один в один их шлягеры, что проделали в свое время в “Юбилейном” английские “Бутлег-Битлз”. Для выпускников ЛГИТМиКа такая игра была слишком проста. Решили усложнить задачу. Взяли за основу мелодику и ритмику песен ранних “Битлов”, но прибавили черты стилей буги-вуги, рок-н-ролл, мерси-бит, популярных в конце пятидесятых — начале шестидесятых годов, времени, когда рок был наивен и неотразим. В текстах “Секрета” также можно усмотреть иные параллели. Помню, один из дотошных меломанов прислал письмо в редакцию на пяти листах, где стремился доказать вторичность песен Леонидова и его партнеров. Я тогда ответил автору письма: все, что связано с “Секретом”, не стоит воспринимать буквально.

Не стоит, потому что это не ВИА и не рок-группа. Участники “Секрета” представляют в оригинальном жанре, они музыкальные эксцентрики.

Нельзя буквально трактовать и многие фрагменты концерта “Секрета”. Например, такой, когда в начале вечера на сцену вылетает ведущий и скороговоркой выпаливает написанные эстрадным авторомИ. Виноградским текст: «Бабушки и дедушки! Папы и мамы! Мальчики и девочки! Вам сегодня крупно повезло, ибо сейчас вы увидите этих четырех легендарных, фантастически знаменитых ребят, чьими фильмами, кассетами, пластинками, плакатами, значками завален весь город, вся Земля, вся Вселенная. И мы отправимся с вами в волшебное путешествие в «Солнечную долину», где все катаются на роликовых коньках, носят голубые замшевые ботинки, танцуют рок-н-ролл и буги-вуги, и откуда через пять минут проедет веселый поезд на Чаттаннугу, колеса которого будут выстукивать зажигательный ритм буги».

Не стоит всерьез воспринимать и то, как держатся музыканты “Секрета” на сцене. Леонидов – импозантный, неотразимый, даже на рояле играет стоя, а не согнувшись, для чего приходится подставлять под рояль небольшой помост. Бас-гитарист Николай Фоменко – мотор, он заводной до такой степени, что вдруг может “перегреться” и упасть со сцены в проход зрительного зала. Лидер-гитарист Андрей Заблудовский выступает в маске этакого резонера, он меньше всех ростом, однако любит поучать и партнеров и публику. Барабанщик Алексей Мурашев поднят с ударной установкой на высокий пьедестал, откуда расточает улыбки и воздушные поцелуи.

Итак – одно – несерьезно, другое – небуквально, третье – не в лоб… Выходит, «Секрет» – симпатичная пустышка?

Но присмотримся, прислушаемся. Они играют в концерт музыки конца пятидесятых – начала шестидесятых годов. Но вспомните, какое это было время! Затянулись раны Второй мировой войны, в Москве прошел 6-й Всемирный фестиваль молодежи и студентов, началась разрядка в международных отношениях. Человечество шагнуло в космос, Юрий Гагарин дотянулся до звезд, и еще не появился термин «звездные войны». А музыка была простая, понятная, веселая и задорная. Говорила о любви, о том, что людям надо быть вместе. Так разве такое уж несерьезное занятие в наши напряженные 80-е вспомнить, что было двадцать лет назад, вернуться в ту атмосферу?

А песни «Секрета» хоть и наивны, но главными на концерте все-таки становятся не мелодии про Риту, Арину, Кристину, а сатирический номер «Твой папа был прав», баллады «Где найти слова» и «Дай мне тепло своих ладоней» – о честности, неподкупности, дружбе.

До недавнего времени «Секрет» существовал как дитя телевидения, лишь изредка выступая в концертах Ленинградского рок-клуба. Во многом и стараниями редактора Ирины Михайловой и режиссераКлары Фатовой «Секрет» сумел найти свой образ. “Видеоклипы” по песням молодых музыкантов становились все смелей, неожиданней, в освоении нового для телевидения жанра видеомузыки так пригодились актерские дарования Леонидова и его партнеров. Интересная и во многом экспериментальная работа ( а отнюдь не «беззастенчивая реклама»! ) молодежной редакции Ленинградского телевидения с начинающим бит-квартетом принесла “Секрету” определенную популярность, стала толчком для появления ансамбля на сцене как коллектива Ленконцерта. Не так давно «Секрет», сдав программу, был оформлен на статус артистов-совместителей в отделе оригинального жанра. В конце июля – начале августа состоялись первые афишные выступления квартета на сцене Дворца молодежи. Прошли они с аншлагами. «Секрет» – чемпион!» – скандировал зал после одного из концертов, чуть переделав слова песни группы. Нет, выходит, не зря назвали мы «Секрет» среди надежд года.

Так-то оно так, но ребята пока далеки от состояния безоблачного оптимизма. Сами они лучше других понимают, что в роли совместителей больших успехов ни на эстраде, ни в театре не добиться. Надо что-то выбирать. А ведь Леонидов и Фоменко все увереннее приживаются в БДТ и Пушкинском театре. И где гарантия, что судьба “Секрета” на эстраде не будет сломлена заколдованным кругом объективных и субъективных сложностей?

Да, квартет перспективен и в творческом и в коммерческом отношении, я вообще считаю, что после «Поющих гитар» конца шестидесятых и «Землян» конца семидесятых в Ленинграде на профессиональной сцене не появлялось настолько самобытной и яркой группы. Руководители Ленконцерта на словах также расточают комплименты “Секрету”. Но помогать особенно не помогают. Дело в том, что в концертных организациях сложилась явно несправедливая практика, когда ко всем коллективам, независимо от класса и возможностей, существует в принципе одно отношение. Итогом этого становится совершенно нелогичная картина, когда одни ансамбли сосредотачивают в своих руках дорогостоящую аппаратуру, а другие, на сегодняшний день, более талантливые и известные, получить такую аппаратуру даже и мечтать не могут.

А ведь на эстраде сегодня вопрос технического обеспечения очень острый. Молодежный зритель ждет от молодых артистов оснащенности на уровне требований конца 20 века, а часто видит лишь допотопное оборудование. Вот и для концертов “Секрета” необходимы и театральные декорации, и световое оформление, и разнообразный реквизит, и радиогитары, радиомикрофоны. Пока же у музыкантов-актеров есть лишь такие “приспособления” — гитары да микрофоны, и режиссура многих песен, хочешь не хочешь, должна учитывать длину шнура микрофона. А сами артисты перед концертами вынуждены разгружать и устанавливать аппаратуру, гладить себе костюмы, так как никакого персонала у группы все еще нет.

Не чувствуется помощи и в отношении рекламы, а для начинающего коллектива это первостепенный вопрос, тем более, что уже намечены гастроли квартета в других городах, где новый ансамбля вряд ли кто знает…У квартета нет рекламы, но у поклонников “Секрета” есть уже и значки, и фотооткрытки, и плакаты. Сделаны они стараниями людей, помогающих “Секрету” совершенно бескорыстно. А почему бы этому не дать этому официальную возможность?

Однако, стоит ли заострять эти административные вопросы? Как-нибудь все они решатся, будут найдены компромиссы, ведь на словах все “братья”. Но поклонники ленинградской эстрады заждались появления новых звезд и вправе требовать к реальному кандидату в звезды делового, заинтересованного отношения. Тем более, что ленинградские артисты и ансамбли все-таки оказываются в руках ловких, энергичных администраторов филармоний других городов и уплывают из Ленконцерта. Самые последние такие потери, к сожалению, слишком серьезны, чтобы не заметить их, ведь ушлиАльберт АссадуллинЛюдмила СенчинаЛариса Долина. Если так пойдет и дальше, то меценаты умыкнут и “Секрет”, ведь ребята уже после первых концертов получили такие предложения…

М. Садчиков.