«Мелодия» ( № 2 1989 год )


Был один из тех промозглых вечеров, так характерных для Москвы начала ноября, когда высшее благо – домашний уют и компания хороших друзей. Мы сидели в небольшом номере столичной гостиницы “Орленок”, где на время международных концертов в спортивном комплексе “Олимпийский” поселился ленинградский бит-квартет “Секрет”. Мы – это участники ансамбля Максим Леонидови Андрей Заблудовский, журналист Николай Березин и автор. Для меня, как, впрочем, и для моего коллеги, встреча с “Секретом” была не первой, но спокойно посидеть и не торопясь поговорить — возможность представилась впервые. Ребята предложили нам одним из первых послушать записи англоязычного варианта альбома “Ленинградское время”.

И вот замолк заключительный аккорд последней песни. Все вроде было нормально: и грамотный перевод текстов, и инструментальная часть, и вокал. Но меня не покидало ощущение, что это уже вторичный материал, что “Секрет” немного подражает самому себе. Мы привыкли считать, и, видимо, не без основания, что рок-композиция на английском языке, ритмичном по своей структуре, — оптимальный вариант, даже зачастую залог успеха. Есть тому немало примеров. Взять хотя бы голландскую группу “Shocking Blue”, шведский квартет “ABBA” или ансамбль из ФРГ “Scorpions”. Но в нашем случае произошло нечто обратное. Слушая Леонидова и Фоменко, поющих на языке родины рока, я мысленно проводил параллель с русским звучанием их композиций, и оно, на мой взгляд, было более выигрышным. Дело здесь не только в голом сравнении или привычке. “Секрету”, буквально с самого начала своего творческого пути, удалось вполне успешно решить, для многих так и оставшуюся нерешенной, проблему русского языка в роке.

Так что композиции ленинградцев, будь то рок-н-ролл или блюз, тексты которых написаны на русском, слушаются и воспринимаются прекрасно. Кстати, автор перевода Николай Березин сказал, что основная задача создания двойника “Ленинградского времени” — дать зарубежному слушателю возможность понять, о чем поет бит-квартет из Союза, какие проблемы волнуют нашу современную молодежь, ведь рок-музыка – это зеркало настоящего со всеми его плюсами и минусами.

Здесь стоит вспомнить, что летом прошлого года ребята выступили с несколькими концертами в Италии и, говоря их словами, “эффект от выступления был довольно скромным”. Нет, они не выглядели хуже других, играли как всегда, без ссылок на непривычность обстановки или иные климатические условия и все-таки… Эта поездка – еще один немаловажный стимул к дальнейшей серьезной работе, без которого нет и творчества с его взлетами и падениями, радостями и разочарованиями. А в том, что “Секрет” не стоит на месте, думаю, сомневаться не приходится. И пример тому – записанный на“Мелодии” альбом “Ленинградское время”, композиции которого ( в сравнении с прошлыми работами ансамбля ) сложнее по своей гармонии и богаче оттенками, рассчитаны на более сложное восприятие, несут в себе далеко не спекулятивный, ставший обязательной данью нашему неспокойному времени, социально-сатирический заряд. Наверняка мало кого оставят равнодушными песни с пластинки: “Беспечный ездок” и “Блюз бродячих собак”, “Ветер новых дней” и само “Ленинградское время”. Хотя говорить так с полной уверенностью несколько опрометчиво.

Чего-чего, а именно равнодушия, перманентного недостатка чувства юмора и элементарного обывательского злопыхательства некоторым не занимать, могут даже и поделиться – на всех хватит! А уж, говоря на молодежном жаргоне, лейбл прицепить, по-нашему ярлык, мол, ты такой-то и никакой другой – всегда пожалуйста. “Пожалуйста” же это, как правило, основано или на зависти, или на косности, или на чем-то еще весьма родственном этим чувствам.

Любят ли у нас в стране “Секрет”? Вне всякого сомнения, да. Об этом говорит и множество цветов, которые ребята увозят после выступлений, и клубы их поклонников в Ленинграде и Москве, и очень частые приглашения на гастроли в другие города, от которых квартет почти никогда не отказывается. Но нередко раздаются голоса, обвиняющие ансамбль во всех смертных грехах популярной сцены, в частности в плагиате и грубом подражательстве. Два из них принадлежат авторам писем, опубликованных в сентябрьском номере журнала “Смена” за прошлый год в рубрике “Музыка с тобой”.

К сожалению, я познакомился с ними уже после того, как “Секрет” вернулся домой, но о его “грехах” речь была в тот вечер, видимо, для ребят разного рода сравнения уже давно не новость, а привычная вещь – подчас откровенно мешающая нормальной работе. Позволю себе привести пару выдержек из этих писем. С. Калинченко из Светловодска, как выяснилось, не чуждый всему “новому”, но обязательно “здоровому”, так пишет о ленинградском квартете: “Когда показывали “Музыкальный ринг” с “Секретом”, у молоденьких девчонок в зале глаза блестели, как у наркоманок, и они повторяли по десять раз ту чушь, примитив, детский лепет, которые звучали с эстрады в исполнении подражателей “Битлз”. Увы, великие не рождаются дважды!”. А вот второй “шедевр”, который, вне всякого сомнения, украсит эпистолярное наследие т. Палмичева из Геленджика: “…Вся музыка Леонидова – слепое подражание “Битлз”… Никакой хороший драматический актер не ушел бы на эстраду бренькать на гитаре, как Леонидов и Фоменко. Эти “певцы” поют просто набор слов, такой, как “Сара Бара-Бу” или “Именины у Кристины”. Что же касается музыки, то, хотя половину они сдирают у “Битлз”, в их исполнении она кажется скрипом телеги”. Вот такие “крутые” письма о видимо “наболевшем”.

Давно известно, что из ничего ничего не бывает, все новое – хорошо забытое старое, кто-то на кого-то обязательно влияет… Творчество, особенно раннее, великих ливерпульцев тоже ощутило на себе влияние музыкальных кумиров молодежи конца 50-х – начала 60-х, будь то Чак Берри или Литтл Ричард. Очень хорошо сказал, уже знакомый по началу статьи, Николай Березин: “Индивидуально ли то, что делает “Секрет”? Конечно. Ведь существует множество стилей и направлений в популярной музыке, которые положили в основу своего творчества те или иные ансамбли. Вот, к примеру, “мерси-бит”. Именно его и выбрал ленинградский квартет, начиная свой путь. А ведь у этого направления, как впрочем, и у любого другого, свои границы, свой, если хотите, стержень. О каком слепом подражательстве может идти речь. Разве можно назвать плагиатом очередной научно-фантастический фильм, оперируя только тем, что их вышло на экраны уже немало? Видимо, плагиат нечто другое. Иначе каждое последующее поколение музыкантов, писателей или художников можно было бы обвинить в этом грехе.

Добавить к сказанному что-либо еще, я думаю, трудно. Своим появлением “Секрет” заполнил то пустовавшее, и, наверное, никогда еще официально не занимавшееся место на нашей популярной сцене. Его песни, то светлые, то грустные, но всегда искренние, написанные простым языком, без архисложных абстракций или огрызков мыслей на “злобу дня”, необходимы многим. У ребят неплохие исполнительские возможности. Чего стоит один только многоголосый вокал, ведь это слабое место нашей эстрады. И еще, что не менее важно, “Секрет” – это озорство, смех, а иногда и насмешка. Наши оппоненты из Светловодска и Геленджика упустили из виду, а может быть, просто не знали, что ДжонПольДжордж и Ринго были веселыми озорными ребятами и отвечали глупостью на глупость, идиотскими выходками на идиотизм ситуации. Так что вот еще пример подражательства – повод для писем. Хотя достойный пример и существует для того, чтобы ему следовать. Я был свидетелем, как перед началом одного из концертов в комнату, где квартет готовился к выступлению, буквально ворвалась шумная команда ребят с телевидения, представлявшая некую передачу для маленьких. На слишком серьезный и заданный с самым серьезным видом вопрос: “Что бы вы пожелали нашим зрителям?” был дан не менее серьезный с учетом ситуации ответ, прозвучавший так: “А девочке мы пожелаем с хорошим мальчиком дружить” (мальчику соответственно наоборот).

“Секрет” скоро отметит свой пятилетний юбилей. Много это или мало – сказать трудно. Скорее всего и да, и нет. У ребят много энергии, энтузиазма, желания продолжать работу, искать новые формы, новое содержание. Сегодняшняя мечта – создать свой, своеобразный музыкальный мини-театр. Есть уже и интересные замыслы: рок-мюзикл “Двор” о жизни городской молодежи, ее проблемах, симпатиях и антипатиях, и мюзикл памяти Элвиса Пресли, трагической легенды эпохи рок-н-ролла. Все четверо уже не мыслят себя без музыки, которая объединила инженера-строителя Андрея Заблудовского, педагога Алексея Мурашева и двух, вспомним письмо т. Палмичева, драматических актеров Максима Леонидова и Николая Фоменко.

И пусть молоденькие девочки и мальчики ( а иногда это даже совсем не вредно более взрослым нашим соотечественникам ) с блестящими глазами восторженно аплодируют любимому исполнителю или ансамблю, повторяя про себя и вслух слова запомнившихся, а значит – полюбившихся песен. Ведь Сара Бара-Бу со своей коровой и именинница Кристина, парень, проводящий часы у дома, где на пятом этаже живет его девушка, и та, что, став респектабельной, потеряла любовь, променяв ее на деньги ( композиции с первой пластинки “Секрета” ), помогают нам оставаться самими собой, помогают жить и смотреть на окружающее с оптимизмом и надеждой.

Сергей Муравьев, журналист.