“Сорока” Санкт-Петербург ( 16 июня 1997 года


1987 год, ноябрь

…По фойе неторопливо прохаживаются два молодых человека в строгих костюмах-“тройках”. Все, как у кумиров: узкие красные галстуки, лаковые ботинки и даже непонятный орден на лацкане пиджака. Решаюсь подойти. На меня смотрят насмешливо-снисходительно, как на маленькую.

— Ребята, а где вы галстуки покупали?

— Сами сшили! – несколько изумленно отвечают молодые люди. – А вы что – тоже “Секрет” любите?

Что-то бормочу утвердительно в ответ и поспешно ретируюсь.

— Наверное, новенькая! – долетает до моих ушей…

…Фраза, которая неоднократно повторялась “секретами” в многочисленных интервью: “Если нам надоест когда-нибудь играть на электрогитарах, то мы уйдем со сцены и устроимся работать одной бригадой. Нам даже не столько важно, что делать, сколько то, что мы вместе. Это – главное”.

На сегодняшний день электрогитара надоела только Коле Фоменко. Так надоела, что он ее вообще не берет в руки, предпочитая заниматься своими программами на телевидении. Максим Леонидов,Андрей Заблудовский и Алексей Мурашов по-прежнему продолжают писать песни и выступать: Макс поет со своей группой, “Секрет” стал квинтетом. А в памяти у многих они так и остались великолепной “ленинградской четверкой”, исполняющей искренние, пронизанные светом и теплом песни.

Кажется, ностальгия по “тем временам” одолела и самих музыкантов. Правда, фраз о возрождении «Секрета» в первоначальном составе никто не говорил. “Мы собираемся отыграть пять концертов, которые будут посвящены десятилетию выхода первой пластинки ансамбля. Это чисто коммерческий проект, мы работаем для зрителей, и наши отношения за кулисами никого не должны волновать” – примерно так высказался Андрей Заблудовский, который и стал инициатором проведения юбилейной акции…

…Московская серия концертов совпала по времени с юбилеем Аллы Пугачевой. Поэтому вся модная тусовка рванула на день рождения примы, а за кулисами Театра Эстрады собрались лишь самые добрые друзья “Секрета” – “Машина времени”Евгений Осин, группа “Старый Приятель”Вячеслав Малежик. Первое отделение напоминало пеструю картинку в калейдоскопе: к группе Максима Леонидова неожиданно присоединялась “Машина Времени”; поздравлявший виновников торжества Малежик просил: “Если есть за кулисами свободные басист и ударник – подыграйте, пожалуйста!” — и на сцену выходили Алексей Мурашов и Геннадий Анастасов из нынешнего “Секрета”. Всех принимали “на ура”! А еще московские “сольники” были отмечены небывалой активностью старых “фанов”. На всех концертах присутствовали не только хозяева-москвичи, но и не пожалевшие денег на дальнюю дорогу до столицы “сосенки” – Свердловское объединение секретоманов и объединенный десант северо-западного региона ( Архангельск, Котлас, Вологда, Ярославль и т.д. ).

В Питере же все было по-домашнему просто: без гостей, без поздравлений. Зато публика собралась “своя”. Несмотря на довольно высокие цены на билеты, в зале трудно было найти свободное место, люди сидели прямо на ступеньках в проходах. Не знаю, кому аплодировали больше: Максу, нынешней пятерке или трио. Лично я не могу не восхититься мужеством гитариста “Секрета” Олега Чинякова – человек вышел на сцену со сломанной ногой! Не могу не отметить, что большинство песен, исполненных в первом отделении, были новыми – Максим “обкатывает” еще не выпущенный диск “Проплывая над городом”, а “Секрет” — только что появившийся в продаже альбом “Пять”.

…Но второе отделение, “квартетовское”, было совершенно особенным. Казалось, что время повернуло вспять. Фантастика: Коля с той самой бас-гитарой, которая памятна фанам еще по концертам 1988 года, дурачащийся и совершающий умопомрачительные прыжки. Макс – то с гитарой, то с синтезатором, такой же элегантный, артистичный и улыбчивый. “Ударник всех времен и народов, заслуженный артист всех союзных республик” Леша Мурашов, выбегающий на сцену из-за кулис на супер-хит “Сара Бара-Бу”. Андрей, исполняющий финальное гитарное соло в “Алисе”, опустившись на одно колено… Словно и не было взаимных распрей, никто никуда из группы не уходил. Весь концерт, как раньше — на одном дыхании, легко. Ни на секунду не отпуская внимание зрителей. Сплошные хиты, ни одной “проходной” песни: “Привет”, “Мажорный рок-н-ролл”, “Домой”, “Ленинградское время”, “Тысяча пластинок”, “Блюз бродячих собак”, “Моя любовь на пятом этаже”… Естественно, “По дороге домой” – игра с залом, и под конец – “Где найти слова”.

Красивая добрая сказка наяву: море разноцветных шариков, вскинутые вверх руки. Партер, бенуар, балкон – никто не сидит, зал аплодирует стоя. И – состояние счастья: полного, абсолютного, невозможного почти у всех на лицах. Голубоглазый мальчишка лет десяти, одними губами подпевающий “Ленинградское время – ноль часов, ноль минут”. Совсем молоденькая девушка, так знакомо ( не кадр ли с битловского концерта? ) сжавшая кулачки: “Она в трехкомнатной квартире одна…”. Рок-н-роллы в проходах. Красные шарфики, красные галстучки…

1997 год, май.

…Бегу по набережной, тороплюсь на концерт. Меня обгоняет девчонка лет пятнадцати: куртка нараспашку, красный шарфик на шее, цветы в руке. Оглядывается – и замирает: я при полном параде, в наконец-то сшитой “тройке”, при значке и галстучке.

— Вы тоже на “Секрет”?

Киваю.

-А где вы такой галстук покупали?..

Где-то эту фразу я уже слышала!

…После концерта у служебного входа стоят московские “новенькие” – обалдевшие и прямо-таки светящиеся от счастья.

— А когда у “Секрета” ближайшие концерты?

— Так ведь квартета больше не будет!

— А мы знаем! Мы про квинтет спрашиваем!

Ей-богу, какая-то бесконечная история получается!

Юлия Лаврушина.