“Московский комсомолец” ( 13 февраля 1987 года )


Мороз был безумен, а царапающий ветер с Невы доводил до исступления. Больше всего на свете хотелось домой, в ванну с пеной, меньше всего – дрейфовать по ленинградским улицам в твердом от стужи морозе. Мысли съежились до лаконичности, которой позавидовал бы даже Буратино, но с постоянством испорченной пластинки в голове звучала одна и та же фраза: “Я могу танцевать буги-вуги до утра”. Что-то зажигательное, жизнерадостное и очень заразительное в этой песне заставляло прибавить шагу, собраться с духом и надеяться на весну. Впрочем, как и во всех других песнях бит-квартета “Секрет”.

Группа Секрет в 1987 годуУ эволюции популярности рок-групп есть свои закономерности. Как правило, первой ступенью служат концерты в узком кругу друзей, затем – на “домкультуровской” сцене. Следующий этап – магнитофонные записи, которые приносят или не приносят успех у широкой массы слушателей, и как решающий шаг – переход в профессионалы, апофеозом которого является сотрудничество с фирмой “Мелодия”, радио и телевидением.

С “Секретом” получилось несколько иначе.

Году в 1981 произошла историческая встреча в приватной обстановке между двумя студентами Ленинградского театрального института – Максимом Леонидовым и Николаем Фоменко. Всего несколько минут общения хватило для того, чтобы выяснить обоюдную любовь к “Битлз” и принять решение о немедленном и безотлагательном создании ансамбля на базе института. Начало было положено. Процесс становления и формирования ансамбля был непростым, неравномерным, но очень упорным. Менялся состав, со свободное от учебы время зарабатывались деньги на покупку гитар, давались немногочисленные малых форм концерты для узкого круга друзей и знакомых. И, конечно, репетиции, репетиции, репетиции… Желание творить на музыкальной ниве не иссякало.

Надо сказать, что Фоменко и Леонидов были в ЛГИТМиКе людьми не случайными, “ставшими не на те рельсы”, а потому к 1983 году – году выпуска и окончательного формирования постоянного состава бит-квартета “Секрет” – они были весьма заняты в театральном процессе в институте. К этому времени в квартет уже органично вошел ударник Алексей Мурашев, а 20 апреля (день рождения“Секрета”) впервые пришел на репетицию четвертый член коллектива, гитарист Андрей Заблудовский. Тут бы и развернуться, но сковывало обучение искусству Мельпомены – Николай Фоменко(бас-гитара, вокал) играл главную роль в выпускном спектакле “Трубач на площади”, а Максим Леонидов (ритм-гитара, вокал, клавишные) был занят сценическим воплощением образа Ивана Карамазова в спектакле по известному роману Достоевского. Тяга к рок-музыке заставляла начинающих “секретов” идти на беспрецедентные подвиги: например, вставать ни свет ни заря и репетировать с 7 до 9 утра и в обеденный перерыв… Апогеем этой титанической деятельности стал выпускной вечер, где бит-квартет поразил своим мастерством слушателей и окончательно уверовал в свои силы. Успех у студентов и у преподавателей был налицо.

Видимо, тогда, а может быть, несколько раньше сформировалось идейное кредо бит-квартета, то бишь: быть неразлучными, незаменимыми, равноправными и т.д. и т.п. Как это понимать? Просто: если один из «секретов» по каким-либо причинам уйдет из квартета, то “Секрет” уже не будет существовать, во всяком случае с тем же репертуаром и названием. И чтобы поставить точки над “и”, приведу сакраментальную фразу Максима Леонидова, которую он сказал в одном интервью: “Если нам надоест когда-нибудь играть на электрогитарах, то мы уйдем со сцены и устроимся работать одной бригадой. Нам даже не столько важно, что делать, сколько то, что мы вместе. Это – главное”.

С сентября того же года Леонидов и Фоменко начали работать в театрах. Первый в БДТ, второй – в Пушкинском. Но музыкальное творчество продолжалось. “Секрет” стал членом ленинградского рок-клуба. Популярность нарастала, как цунами при приближении к берегу… Но настало время идти служить в армию. Конечно, можно было найти лазейки и способы, чтобы отсрочить этот обязательный период в жизни настоящего мужчины. Но “секреты” не таковы. Фоменко и Леонидову случилось попасть служить вместе. А именно в ансамбль песни и пляски – петь баритонами. Связь между членами бит-квартета не терялась. Но совместные творческие встречи, естественно, стали редки…

В начале 1985 года случается невероятное – ленинградское телевидение само находит Максима Леонидова и предлагает ему стать ведущим новой телепрограммы “Кружатся диски”. Предложение принимается, передача становится популярной, “Секрет” – известным в широких масштабах. Как бит-квартету удавалось совмещать службу в армии и работу на телевидении – история отдельная. Тем более что вскоре были призваны и два других музыканта – Алексей Мурашев и Андрей Заблудовский.

Между тем “Секрет” становится лауреатом фестиваля ленинградского рок-клуба. Он уже крепко стоит на ногах в Ленинграде – телевидение сделало свое дело. Тут у “секретов” вдруг находится “папа” – Сергей Александров, директор многих коллективов Ленконцерта, и берет бит-квартет под свою опеку. Начинаются выступления на договоре в Ленконцерте. На выступлениях – аншлаг, овации, успех неимоверный. Пришлось выбирать что-то одно между основной работой и музыкой. Все “секреты” увольняются и становятся профессиональными музыкантами. Случилось это в ноябре 1986 года. Началось сотрудничество с джаз-оркестром “Диапазон” и пошло-поехало — цунами популярности квартета обрушилось на Ленинград и близлежащие столицы союзных республик. Сейчас “Секрет”работает по соображениям стратегическим в ленинградском мюзик-холле. Это что касается истории…

Теперь о творчестве. В основе любого стоящего начинания всегда лежит Идея, от масштабов и глубины которой зависит и успех мероприятия. У “Секрета” она проста. Суть ее – надо быть собой. Нельзя раздваиваться – на сцене один образ, в жизни – другой. Все нужно делать честно. Дружить по-настоящему, а не только при свете рампы, верить в то, что поешь, а не стараться угодить публике, писать песни о любви, когда любишь, о веселье, когда весело…

“Секрет” и его “папа” придумали себе игру. Они называют ее игрой в “Битлз”. Я бы назвал ее “игрой в себя”, где по правилам просто невозможно солгать и сфальшивить. Вячеслав Зайцев, модельер, как-то сказал, что мода – это игрушка для взрослых, поэтому и относиться к ней надо по-детски просто и даже наивно. Мне кажется, что для “Секрета” их игра в звезды (которыми они себя, кстати, не считают) именно такая же простая и милая игра. Причем игра оказалась довольно заразительной. У “Секрета” огромное количество юных поклонников, которые усердно посещают все концерты бит-квартета. До недавнего времени они постоянно встречались в одних и тех же местах, обменивались записями любимого квартета делились новостями из мира музыки, но были как-то не у дел. В аккуратных костюмчиках, с неизменными красными галстуками они напоминают цветочную клумбу. Но даже самая ухоженная клумба требует внимания…

“Секрет” не мог бросить своих юных поклонников на произвол судьбы. В конце прошлого года состоялось официальное открытие клуба любителей популярной музыки “Секрет” на Пушкарской, 32. Цель – выудить поклонников бит-квартета из подворотен и подземных переходов и придать их досугу целенаправленный характер. Тем более что любители “Секрета” находятся, как правило, в отроческом возрасте. В клубе работают секции – литературная, информационная, музыкальная и т.д., — что позволяет каждому члену клуба реализовать свой творческий потенциал. Они приобщаются к миру музыки, под руководством опытных музыковедов издают свой журнал (тираж 00010 экземпляров), участвуют в дискуссиях и т.д. Этот клуб выгодно отличает от клубов любителей Пугачевой(“Айсберг”) и Леонтьева (“Вераоко”) то, что в нем регулярно осуществляется общение музыкантов со своими поклонниками, то есть без барьера между людьми на сцене и в зале. Обсуждение новых работ бит-квартета проходит весьма бурно…

В чем же загадка магнетизма “Секрета”? Думаю, что, прежде всего – в обаянии самих музыкантов, и, конечно, их песен. Если какая-то группа исполняет “хэви-металл”, то и в зале собирается публика, украшенная цепями, шипами, браслетами, и ведет себя соответствующе, если “панк-рок” – то над рядами вздымаются разноцветные гребни, а одежда почитателей этого стиля пестреет всеми цветами радуги…

А если – добрую, проверенную временем музыку в классической стилистике “Битлз”, которая несет мощный заряд оптимизма и человеколюбия, то и поклонники этого ансамбля (в данном случае“Секрета”) просто не могут быть людьми злыми, грубыми, нелюдимыми. Выступления “Секрета” отличает интеллигентность и тонкий вкус. Если вы попали на концерт “Секрета” – хорошее настроение обеспечено. Во всяком случае тем, кто любит “Битлз”.

Хороший пример, по-моему, более заразителен, чем дурной. У “Секрета” уже есть последователи – школьный бит-квартет “Блик”, который исполняет песни своих старших коллег и композиции собственного сочинения. Что ж, в добрый путь, как поет “Машина времени”.

Сейчас бит-квартет трудится над созданием новой программы в форме единого спектакля, сюжет которого будет вытекать из содержания песен. Это музыкально шоу строится по театральным законам, но в нем заключается сверх-задача, пока – секрет…

Когда я сел на Московском вокзале в поезд “Аврора”, из радиодинамика в вагоне совершенно неожиданно раздались знакомые зажигательные ритмы “Секрета”, а из-за туч выглянуло робкое солнце. Конечно, это не более, чем совпадение…

А в Ленинграде, кажется, теплеет.

Е. Федоров.

Ленинград — Москва.